Изучая устройство снегохода многие задаются вопросами: «
Почему двигатель соединен с гусеницей вариатором?» и «
Как грамотно эксплуатировать вариатор?». Постараемся ответить на эти вопросы.
Вариатор – самый легкий и простой тип трансмиссии, идеальный для снегохода. Он соединяет в себе и сцепление и бесступенчатую коробку передач. Для транспорта, двигающегося по рыхлой субстанции (снегу) огромное значение имеет малый вес, и вариатор – оптимальное решение. Современный вариатор способен передавать крутящий момент с двигателя мощностью почти до 200 лошадиных сил. Конструктивно вариатор состоит из двух валов, четырех конусов, пружин и приводного ремня. Однако несмотря на кажущуюся простоту это очень точный саморегулирующийся механизм.
Различаются вариаторы для двухтактных и четырехтактных двигателей. Последние отличаются тем, что вращение коленвала происходит неравномерно, рывками, на разных частях одного оборота угловая скорость и мощность может различаться. Раньше ставили на 4-х тактные моторы вариаторы для 2-х тактных. Такая унификация приводила к тому, что ресурс трансмиссии был невысоким. Поэтому для 4-х тактных моторов требуется особый, усиленный механизм, компенсирующий рывки.

Чтобы
вариатор на снегоходе служил долго нужно его грамотно эксплуатировать. Не следует «издеваться» над ремнем. Например, если в мокром «тяжелом» снегу застряла гусеница, то не надо пытаться тронуться плавно, якобы «жалея» снегоход. Это приведет к сгоранию ремня. Вариатор не любит плавных нажатий на газ, для него лучше быстрое вращение!
После обрыва ремня и его замены в полевых условиях, при возвращении домой необходимо разобрать и прочистить механизм вариатора. Лучше всего это сделать в условиях специализированной мастерской (где есть все необходимые инструменты и «съемники»). После разрушения ремня в механизм попадают частицы резины и нити корда. Если их не вычистить, то они могут помешать вариатору снегохода работать оптимально, уменьшат ресурс нового ремня, что приведет к повышенному расходу топлива и преждевременному выходу из строя ремня и, даже, всего механизма.